Журнал Планета Эзотерика
Назад

Приметы и поверья о домовом

Опубликовано: 10.05.2019
0
83
Приметы домового

Народные поверья и приметы Домового основаны на вере славян в его сверхъестественную силу и покровительство. Домовой всегда был самым любимым и почитаемым домашним духом. Поверья про домового, как покровителя дома и скота, имеют несколько существенных особенностей.

Первая заключается в том, что характерные черты этого образа достаточно сильно отличаются друг от друга на разных территориях. В северо-русских сказаниях домовой выступает как настоящий крестьянский «большак» — безраздельный хозяин всей усадьбы, добрый, строгий, но справедливый глава рода, чьи требования обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчать подношениями и признанием собственной вины.

По мере продвижения на юго-запад образ домового меняется. В восточных областях Украины домового представляют себе как капризного и опасного для людей соседа, который, хотя и обитает в каждом доме и является одним из умерших родственников, но не столько заботится о хозяйстве, сколько досаждает людям своим неспокойным нравом и привычкой беспричинно мучить скотину.

Вторая особенность в том, что во многих областях вместо одного мифологического образа существуют два: домовой, который опекает только дом, и дворовой (у белорусов — хлевник), в ведении которого находятся двор и скот. Фактически это — персонажи-двойники, их образы не везде различаются как самостоятельные, и в дальнейшем я буду рассказывать о едином домашнем духе. В поздних народных поверьях возник уже целый ряд домашних духов, каждый из которых в одних случаях может отождествляться с домовым, в других — восприниматься как самостоятельный персонаж.

Все они «отпочковались» от образа домового, «присвоив» себе одну из его характерных функций или признаков. Например: гнетка, гнетко или гнетеница — существо, которое наваливается на спящего человека и душит его. Лизун — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины. Пастень, или стень — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Запечник, подпечник, голбешник — дух, живущий за печкой или под нею. Подпольник — дух, живущий в подполье. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северорусских поверий.

Третья особенность образа заключается в том, что в разных областях, наряду с мифологическим существом, роль опекуна дома приписывается каким-либо животным: змее, ласке, жабе, пауку, петуху, которые обретают в народном сознании мифологические черты. При этом в разных местностях такое животное считается то воплощением домового, то самим домовым. Можно предположить, что в этих верованиях отразились языческие представления о воплощении душ предков в некоторых животных, особенно в змею. И, значит, змея — наиболее древний образ домашнего духа-покровителя.

Домовой приметы

Домовой-доможил — жилища нашего хозяин. Мудрый человек легко прочитает знаки, которые подает дух дома. Он ведь тоже от Рода-батюшки...

Домовой на кухне хозяюшко да предсказатель. Он знаки постоянно подает.

Приметы домового на кухне

1. Если лопаются яблоки в духовке, когда их пекут, ждать кашевару хороших новостей.
2. Яйца, которые трескаются, когда варят их, — верный знак того, что ожидаются гости.
3. Сахарницу перевернули? Не расстраивайтесь! Ждите прибыли скорой.
4. А вот если солонку, то неприятностей. Бросьте щепотку соли через левое плечо, чтобы их избежать.

Не советует домовой оставлять на ночь на столе ножи и вилки — балуется ими нечистая сила. Да и сам доможил не любит этого.

1. Если, накрывая на стол, заметили вы, что ножи случайно скрестились, это предвещает продолжительное путешествие.
2. Кусок хлеба, выпавший из чьей-то руки, означает, что вскоре у дверей появится проситель.
3. Пролить воду на скатерть, скоро пойдут дожди.
4. Уронили вы стакан, а он не разбился? Само по себе здорово. Однако домовой говорит, что сие верная примета того, что у вас есть друзья, которые ради вас готовы броситься в огонь и воду.

Приметы домового в доме

Не свисти в доме — а то денег не будет.
Опять на смех повело? Зря, зря это. К свисту у народичей отношение всегда было отрицательным. Ибо свист — забава для бездельников. Да и напугать резким свистом больных да малых можно. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дома деньги и добро.

Выпал кирпич из печи — добра не жди, не ищи.
Печь ведь недаром считалась главным символом дома, была она у народичей не только символом тепла и еды, но и местом, через которое дом с миром внешним связывается. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через дыру может попасть навья, нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и так далее.

Не стоит здороваться и прощаться на пороге — к ссоре это неприятной.
О роли порога в доме помнить всегда надобно. Мистическая это граница между миром внешним и жилищем. Да и бытовой смысл приметы сей тоже достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека в дом, или продолжать разговор, когда гость уже уходит.

За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять их поступки, проверять, как сделана работа.

Если кто-то из домашних затевал ссору, его урезонивали:
«Вот расскажу домовому, он тебе правило даст, как с людьми жить».

Нельзя прясть в пятницу
Вот что рассказывают в Полесье.
Пряла одна баба в пятницу. А в пятницу прясть нельзя! Вот домовик — шапка высокая, как человек — открывает дверь, входит в хату и говорит:
— Сегодня пятница. Что же ты прядешь! Прясть нельзя!
А баба была такая шутница и не пуглива. Она отвечает ему:
— Ах ты, батько! Что ж ты подглядываешь!
Он только буркнул и пропал. А у бабы прялка сломалась. (Смоленская губерния)

На Русском Севере также известны подобные случаи.

Как спать ложишься, надо не оставлять безо всякого приберегу прялку-то. К ночи я говорила: «Хозяюшка домовая, не трогай моей прялочки. Пускай она тут лежит». Надо еще веретена убрать — чтобы не попряла. А то оставишь веретешко да пряжи немножко — все слижет, говорят (Архангельская обл).

Животных в хозяйстве кормить, поить, доить нужно до захода солнца

Хлев вот был. Одна старуха рассказывала: «Я шла сей год ночью, не вовремя поила скотину. Люди уж спать стали ложиться, а я пойду скотину поить. Раз прихожу, а он на яслях сидит и говорит: «Неужели тебе, Марфа, некогда днем прийти?» Я, говорит, гляжу: как будто мой дедко. Такой лохматый сидит. Я и подумала: «Дедко у меня остался на лежанке лежать. А с чего он сюда пришел?» Двери раскрыла — сидит на яслях. Я после этого больше не ходила ночью скотину поить. Надо вовремя все делать».

С просьбой беречь скотину к домовому обязательно обращались весной перед первым выгоном на пастбище и осенью — когда скот загоняли на зиму в хлев.

Приметы домового вестника

Кроме покровительства дому и ухода за скотиной, у домового есть и третья важная «обязанность» — он своим поведением или внезапным появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду.
Перед смертью хозяина дома он появляется в его шапке.
Если же дела в семье идут хорошо, домовой пляшет в клети или в сенях, смеется, гладит мохнатой теплой рукой.

Предвещая печальные события, особенно смерть кого-нибудь из домочадцев, домовой воет, стучит, хлопает дверями, мяукает, как кошка, оставляет на теле спящего человека синяки, гладит его холодной голой рукой.
Жена домового кричит перед несчастьем.
Если домовой кричит под окном, храпит по ночам, топчется по дому — к смерти,
стучит в окно — к пожару,
прыгнет днем с чердака — к беде,
начинает усердно ухаживать за скотом — будет падеж.

Услышав плач домового в самой избе, говорили, что быть в доме покойнику. Если у трубы на крыше стучала заслонка, то предвидели судебное разбирательство. Тот, кого домовой обмочил ночью, должен заболеть, а если он подергал за волосы, следовало остерегаться: жене рекомендовалось не ввязываться в спор с мужем.

Примета душит домовой

Часто считалось, что перед каким-либо событием в семье домовой давит спящего человека. Если в этот момент его спросить: «К добру или к худу?», он ответит, если к добру, а если к худу — промолчит или пропыхтит «кху-кху». В других местах полагали, что если он давит голой рукой, то это к плохому, а если мохнатой — к хорошему.

«А домовые раньше часто, говорят, заходили. Сейчас что-то уже не видим. А мне было два раза так. Первый раз я девчонкой была. Я ночью спать легла. Пришло что-то, сначала на ноги мне навалилось, потом на грудь, потом за горло меня взял. Я просыпаюсь — моя-то рука у моего горла. Потом опять сомкнуло глаза мне и потом опять меня крепко душить начало. Я проснулась под утро уже, приезжает рано брат ко мне, говорит: «Аня, едем домой, отец при смерти».

Пришла я к родственнице, у которой тогда жила, и говорю:
— Я еду домой, меня что-то ночью душило сильно.
Она говорит:
— А ты что же не спросила — к худу или к добру? 
— Откуда же я знала!
А потом я запомнила.

Второй раз домовой весть подавал, когда я была в положении третьим ребенком. И вот снится мне сон: сижу я на кухне, слышу — открывается дверь, идут тяжелые шаги. Идут — и садится он ко мне на колени. А я спихнула его с колен и говорю: «Да ты скажи — к худу или к добру?» Он мне ответил: «К ху-ду!» Расхохотался, навзничь упал и говорит: «К ху-ду!» Я встала утром и рассказываю мужу. А он мне: «У, наговорит он, ты только слушай». И пошли мы к золовке в гости. Вечером легли у свекрови спать, а мужики стали выпивку себе готовить. Они решили погнать самогона ночью. Как-то заткнули неправильно, аппарат взорвался, муж весь обварился. Я месяц ходила к нему в больницу. И вот видишь, как мне сказал домовой — к худу. И это весть такая. Кому скажет — к хорошему, кому — к плохому.» (из письма читательницы)

Народные приметы домового

Жизнь всей семьи зависела от расположения домового. Чтобы не рассердить его, нужно было соблюдать особые правила. Он любит мир и лад в семье, поэтому нельзя ругаться, особенно в хлеву и на дворе.

Девятого июня, в день Федора, домовой устраивается спать на венике, и его случайно можно было вынести из дома вместе с мусором. Поэтому, в этот день крестьяне на Руси вообще не мели полы, чтобы не ушли вместе с домовым из дома благополучие и уют.

А вот двенадцатого апреля на Иоанна Лествичника домовой мог куролесить и беситься всю ночь до тех пор, пока не запоют петухи.

1 апреля хозяин старался не говорить вслух правду, потому что в этот день домовой просыпался после зимней спячки и часто был не в духе.

10 февраля ( по старому 28 января) День Рождения Домового, Велесичи, Кудесы, Бубны. В этот день сохранилась славянская традиция чествовать домового.

Нельзя стоять на мусорной куче.
Женщине нельзя выходить из дому с распущенными волосами и спать без белья.
Нельзя ложиться на любимое место домового или класть на него какие-либо вещи.
Ложиться спать без ужина.
Нельзя ночью работать (это время домового и его дел по дому) и кормить ребенка.
Человека, нарушающего правила, домовой может наказать.

Поверья о домовом

Между прочим, не последние люди в этом мире верили в домашнего духа – и Леонардо да Винчи, и Исаак Ньютон, и Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Туве Янсен – впрочем, им-то сам Бог велел! Да и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Больше того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!

Двойственное отношение к домовому — как к духу предка и как к представителю нечистой силы — проявляется во всех поверьях о нем и, прежде всего, в рассказах о том, кто он, в сущности, такой.

Поверья о происхождении домовых

Некоторые поверья утверждают, что домовыми становятся «неправильные» покойники, а есть и такие, что называют его умершим членом семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам, или же умершим без покаяния мужчиной. И уж совсем редко, и только на Украине домового считают каким-то умершим в давние времена грешником, который был смочен загадочным «домовым напитком». Под влиянием легенд о происхождении нечистой силы нередко считалось, что в домовых, как и водяных, леших, полевых и прочих «хозяев» пространств, превратились падшие ангелы, которых Бог в наказание сбросил с неба на землю. Те из них, кто попал в жилища, стали домовыми. Впрочем, иногда полагали, что домовых сотворил Бог и дал затем каждому дому.

Поверья про семью домового

Наряду с домовым-мужчиной в народе верят в женские ипостаси этого духа — домовиху, домовилиху, домаху. Иногда их считают женой либо дочерью домового, иногда — самостоятельным духом, мифологической хозяйкой дома.

Считалось, что у домового есть своя собственная семья: жена домовичиха (домаха) и дети. Жена живет главным образом в подполье, она прядет и порой выполняет работу по дому, которую не доделала женщина. Сыновья переселялись на службу в новые дома, а дочери – домовинки – пряли под полом. К главе семьи домовой мог относиться либо враждебно, либо доброжелательно. Крестьяне верили, что именно от отношения к хозяину зависело здоровье скота и плодородие земли. Потому люди старались задобрить домового, для чего приносили еду в хлев, где он тоже мог обитать, приговаривая при этом приветливые слова.

Во многих местах Русского Севера не только не сомневаются в семейном статусе домового, но и знают состав его семьи. Он полностью повторяет состав человеческой семьи, которая живет в этом доме. Если в семье хозяина дома два сына и три дочери, то и у домового столько же сыновей и дочерей того же возраста, что и у человека. Обычно домовой — мужчина, мужик, надежа и опора дома. Но если в семье одни женщины и нет мужчин, то и домовой в таком доме — женщина, домовиха. Она похожа на хозяйку дома, старшую женщину в семье. Обращаются к ней уважительно, называя матушкой-хозяюшкой или хозяюшкой домовой и веря, что она вместе с мужем-домовым вершит все дела в доме. Любимое занятие домовихи — прясть по ночам пряжу, оставленную хозяйкой без благословения. Только от такого прядения толку немного — домовиха или спутает пряжу, или слижет ее, так, что на прялке почти ничего не останется.

Вот такие интересные поверья и приметы домового достались нам от наших предков.

 

 

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.