Главная / МИФОЛОГИЯ СЛАВЯН / Славянская мифология
мифология славян

Славянская мифология

Славянская мифология уходит корнями в далёкую языческую древность. Но многие древние поверья хорошо сохранились в живой традиции русского, украинского и белорусского народов. Мифы о сотворении Земли, природы и человека. Поверья о духах природы и домашних демонах, о высших богах Древней Руси и загробном мире

Люди ещё со времён древности пытаются осмыслить начало своего существования. Потому что человеку, живущему в обществе, свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь не была одной только красивой внешней оболочкой. В сознании древних славян, народа с особой ментальностью, с особой исторической культурой, не могло возникнуть мысли о том, что всё это благолепие, да и сами они, возникли из ничего, образовались на пустом месте. Человек осмыслял своё существование, опираясь на опыт прошлых поколений, на знания своих предков. Он чувствовал себя частичкой вселенной.

Мифологией называется совокупность представлений древних о сверхъестественных существах. О возникновении, устройстве мироздания в целом, а также — природы и человеческого общества. Глубинной сущностью мифологии было представление о порядке, противопоставленном беспорядку (Космос — Хаос). Мифология — это комплекс представлений, запечатленных в образно-символической форме — мифе. Миф — это история народа, его верования. Его душа, менталитет, сохраненные сакральные знания в форме преданий, сюжетов. Позднее миф трансформируется в сказки, легенды, — эстетически оформляющие архаичные предания.

Смысл веры славян

Славянская мифология на протяжении многих веков сохранила свое первоначальное смысловое ядро практически в неизменном виде.

  • Одушевление природы
    Почитание великой оплодотворяющей силы
    Образ Матери Сырой Земли
    Идея вечности жизни
    Циклическая модель времени
    Пантеон ключевых божеств

Мифологическая модель мира древних славян

Представления славян-язычников о земном устроении были очень сложны и запутаны. Духовный мир древних славян формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с природой. С древности, создатели земледельческой культуры, славяне, сформировали особое мировоззрение, отразившееся в мифах, основанное на почитании Природы. Подобные представления, а также любовь к Земле отчетливо прослеживается позднее в славянском эпосе, русских былинах. Образность древних сказаний рисует Землю как прародительницу самого русского народа. В целом, еще с глубокой древности, славянами была освоена сферическая структура Вселенной. Это не только вера в существование девяти небес, но и разделение мира на ярусы. Формирование целой картины земного и небесного мироустройства.

Мировое яйцо

Согласно славянской мифологии, Вселенная представляет собой форму яйца. Это древнейший образ Мирового яйца, встречающийся также у многих народов мира. В славянских мифах это также мотив сотворения мира Уткой, которая снесла Мировое Яйцо. Отголоски этого мифа можно обнаружить в русских народных сказках.
Из исследований славянской древности М. Семеновой можно почерпнуть, что в центре такого яйца «подобно желтку, расположена сама Земля». Более того, уже в такой модели присутствует древнее деление мира на ярусы. Верхняя часть «Желтка» — наш живой мир, мир людей. Нижняя «исподняя» сторона — Нижний Мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окруживший Землю. Или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей…»

Поклонение Матери Сырой Земле

Ключевой смысл славянской мифологии, мифологической картины мира славян — «обожание» Матери Природы — живой, справедливой, мудрой и всепорождающей силы. Славяне верили, что мир — живая система. Главная идея язычества заключалась в вере вечности жизни, культе плодородия. Отсюда формирование древнейшего образа Матери Сырой Земли. Мать Сыра Земля — ключевой архетип славянского народа.

Поклонение Матери Сырой Земле тесно связано с древнейшим почитанием живительной влаги. Далекие предки славян верили, что вокруг Земли, подобно яичным желткам и скорлупе, расположены девять небес. Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса». На высшем уровне, этих небес, хранятся запасы дождевой воды — «в хлябях небесных». Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно — для Солнца и звезд, другое — для Месяца, еще одно — для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Вспомним, как говорят о сильном ливне: разверзлись хляби небесные! Ведь «хлябь» — это морская бездна, водный простор.

Мировое Древо

Важнейшим образом в мифологической картине мира славян является Мировое Древо. Этот образ является центральным также для многих народов индоевропейского единства. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Подобно тому, как Древо делится на ветви, крону и корни, мир делится на три уровня: Верхний, Средний и Нижний мир. Верхний мир по разным источникам именовался Синей Сваргой, Миром Слави или Прави (мир Богов). Средний мир — Явь, видимый, человеческий мир. Нижний мир — это Навь, мир предков — навьих духов.

По мысли древних славян, Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, в «хлябях небесных» есть остров. Остров этот называли «ирием» или «вирием». Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово «рай», так прочно связанное в нашей жизни с христианством. А еще «ирий» называли островом Буяном. Этот остров известен по многочисленным сказкам и заговорам как своего рода «генератор жизни», «обитель добра, света и красоты». Народную традицию продолжил и А. С. Пушкин в своей «Сказке о царе Салтане». И на том острове живут прародители всех птиц и зверей: «старший волк», «старший олень» и т. д.

Сакральная роль древа

Славяне полагали, что именно на небесный остров возносятся души зверей, добытых охотниками. Там они  держат ответ перед «старшими» — рассказывают, как поступили с ними люди. Соответственно, охотник должен был благодарить зверя, позволившего взять свою шкуру и мясо, и ни в коем случае не издеваться над ним. Тогда «старшие» скоро отпустят зверя назад на Землю, позволят снова родиться, чтобы не переводились рыба и дичь. Если же человек провинился — не оберется беды. Наши предки совсем не считали себя «царями» природы, которым позволено ее грабить как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и понимали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека…

Боги славянской мифологии

Возглавляет его Творец Вселенной, который силой своей любви к Ладе создал и нашу землю.
Древнейшими божествами славян исследователи считают Рода и Рожаниц.

Бог Род

— это творец жизни на Земле, великая оплодотворяющая сила, отождествляет собой рождение всего живого. Многие исследователи считают Рода одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участие в создании Вселенной. Кроме того, исследователи отмечают, сколько важнейших слов происходит в русском языке от слова «род»: родня, род, родители, родина, урожай, природа. По сути, почитание Рода — есть почитание всей природы. Кроме того, именно на почитании Рода и Рожаниц основывается культ плодородия славянского язычества.

Рожаницы

— женские божества плодородия. Считаются древнейшими божествами славян. Однако из-за скудости сведений о них, большинство исследователей описывают образ этих богинь как безликих божеств женского пола. Они помогали в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Также существуют версии, что это образы двух Богинь: матери и дочери. Символические изображения Рожаниц в большом количестве встречаются на вышивках, главным образом у народов на северной территории современной России.
Согласно концепции Б. А. Рыбакова, рожаницы — богини-покровительницы рода небесного и земного: заботятся о его продолжении и укреплении. Это богини плодородия и судьбы, благосостояния. Они с незапамятных времен были небесными Хозяйками Мира. Являются людям в виде двух созвездий Малой и Большой Медведицы. Раньше оно называлось созвездием Лося, поэтому они также звались небесными лосихами. Именно этот образ широко распространен у северных народов.

Потомки Рода

были боги (второй уровень), олицетворявшие как

доброе начало — Сварог
Матерь-Сва
бог Солнца Ра 
Мокошь 
Святогор
Сива
злое начало — Чернобог, Дый
Противостояние их потомков обеспечивает гармоническое равновесие в нашем мире. Любая попытка нарушить это равновесие пагубна для мира. Например, когда Дажьбог и Перун решили полностью уничтожить зло, случился всемирный потоп.

Дети Сварога

составляют Третий уровень божественной иерархии в мифах славян
Симаргл
Стрибог
Вышень
Дажьбог
Перун
Жива
Леля
Азовушка
Марена
и сын Чернобога — Вий

К этому же уровню относятся боги — дети других божеств, действовавшие в мифах как союзники или противники детей Сварога —
Индра
Китоврас
Квасура
Велес
Хорс
Царь Морской
Чурила
Троян

После христианизации Руси некоторые из этих божеств трансформировались в героев народных былин и сказаний. Таких, как Илья Муромец, Дунай, Волх, Садко, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Владимир Красное Солнышко. Разрушая высший уровень языческой мифологии, христианство отождествило наиболее почитаемых богов со своими святыми. Например Перуна — со святым Ильей, Велеса — со святым Власием, Ярилу — со святым Георгием и т.д.

Внуки Сварога

составляют — Четвертый уровень иерархии
Девана
Денница
Кама
Коляда
Крышень
Купала
Ярила

Пятый уровень включает потомков Дажьбога, ставших родоначальниками многих народов. Это Радогосг, Древа, Полева и Скрева, Кисек, Арий, Крак, Лех, Либуше, Сева, Рус, Словен, Кимра, Хазар и Скиф. Эта родословная дала основание именовать славянские племена «внуками Дажьбога».

Из мифов славян христианство в значительной степени заимствовало словарь и обрядовые формулы, восходящие к индоевропейским источникам. Например «Бог», «Спас», «святой», «пророк», «молитва», «жертва», «крест», «чудо» и др. Именно мифы славян позволяют в общих чертах увидеть основные особенности духовной культуры наших предков, их религии и мировосприятия.

Помимо фольклорных источников сохранились также устные предания. Традиции, раскрывающие другие грани славянской веры: почитание природных духов, вера в домовых, леших и т. д.

Славянские духи и существа

Едва ли не единственным разделом славянской мифологии, доступным непосредственному наблюдению и изучению в его живом функционировании, является демонология. Сведения о них фольклористы и этнографы черпают из самых разных источников. Прежде всего из собственных полевых записей бесед с носителями традиционной культуры. Произведений особого фольклорного жанра — коротких рассказов, посвященных встречам с нечистой силой, случившихся с самим рассказчиком или кем-то третьим (в первом случае их называют былинками, во втором, — бывалъщинами). Их рассказывали на долгих вечерних посиделках, у костра.

На основании народных рассказов можно даже составить примерные «портреты» всевозможной нечистой силы, с которой постоянно встречался традиционный человек.

Домовой

— домашний дух. Домовой — полезный дух: он помогает по хозяйству, предупреждает о грядущей беде

Среди многих маленьких божеств следует отметить Дворового (хозяин двора), который был уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник (хозяин овина) — еще менее, а Банник, дух бани, стоявшей на самом краю двора, а то и за его пределами, — попросту опасен. По этой причине верующие считали баню — символ, казалось бы, чистоты — нечистой. Иногда его представляют в виде крохотного старичка с длинной, покрытой плесенью, бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи в бане. Для умиротворения Банника славяне оставляли в бане чистую воду, веник и еду. Иначе банник мог рассердиться и сильно навредить человеку, вплоть до убийства. Любимое развлечение Банника — шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печи — каменке и «стрелять» ими в людей.

Леший

За оградой двора древнего славянина начинался лес. Лес давал древнему славянину строительный материал, дичь, грибы, ягоды и т.д. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало смертельных опасностей. Хозяином леса был Леший. Леший буквально значит «лесной». Внешность его переменчива. Он представлялся то великаном, то карликом. В разных местах о Лешем рассказывают по-разному. Однако, чаще всего он похож на человека, но одежда на нем запахнута «наоборот». Иногда, впрочем, вместо одежды на нем лишь собственный мех. Волосы у Лешего длинные, серо-зеленоватые, зато на лице — ни ресниц, ни бровей, а глаза — как два изумруда, горят в лесных потемках зеленым огнем. Он мог завести человека в чащу, напугать, побить, но умел за добро платить добром.

Полевики и полудницы

Когда люди начали расчищать леса и распахивать «пожоги» под хлеб, конечно, появились новые божества — Полевики. Вообще с хлебным полем связано не меньше верований и примет, чем с жилищем. Иногда люди встречали в поле еще и старичка Белуна — невзрачного с виду и донельзя сопливого. Он просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек — в руке у него неожиданно оказывался кошель серебра. Может быть, таким образом наши предки хотели выразить простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится выпачкать рук?

Рабочий день на селе всегда начинался рано. А вот полуденную жару лучше переждать. Было у древних славян и мифическое существо, которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это — Полудница. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или, наоборот, косматой страшной старухой. Полудницы (или Ржаницы) люди побаивались. За несоблюдение обычая она могла жестоко наказать — теперь мы называем это солнечным ударом. Застигнув в полдень человека на пашне, она порой заставляла до изнеможения разгадывать ее загадки. Но Полудница бывала не только грозна. Человека, подружившегося с ней, она учила танцевать всем на зависть.

Водяной

Живя в краю, изобильном реками и озерами, древние славяне, естественно, выработали целый комплекс религиозного почитания воды. Например, славяне были уверены, что самые нерушимые клятвы даются близ воды. Водой также испытывали на суде, с помощью воды гадали о будущем. К воде обращались на «вы». Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла потребовать жертв, смыть весенним разливом деревню. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озер и ручьев, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку.

Итак, мы видим, что судьба представлений о персонажах различных уровней иерархии славянской мифологии оказалась неодинаковой. И это только малая часть духов и существ-помощников наших предков. Если культы высших богов были уничтожены огнем и мечом при христианизации Руси. То вера и поклонение более низким, малозначительным, неиндивидуализированным персонажам сохранились практически до настоящего времени. В результате синтеза, слияния в народном сознании языческих и христианских представлений, древние боги в некотором смысле сменили имена. Совместившись с образами наиболее популярных христианских святых. Остатки мифологических представлений о менее значительных персонажах законсервировались в фольклоре, в обрядах и поверьях. Низшие уровни мифологической системы почти не подверглись изменениям. С поразительной устойчивостью они впитали в себя христианские представления, не изменив своей древней сущности.

И в заключении хочу отметить, что по своей сути славянское язычество есть почитание живой природы, как все порождающей силы. Природа понималась как живой организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный культ — культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни. 

Изучение славянской мифологии представляет собой увлекательный процесс погружения в мир славянской древности. Ведь это история нашего наРОДА, его душа, живая традиция, сохранившаяся в памяти людей

Славянская мифология уходит корнями в далёкую языческую древность. Но многие древние поверья хорошо сохранились в живой традиции русского, украинского и белорусского народов. Мифы о сотворении Земли, природы и человека. Поверья о духах природы и домашних демонах, о высших богах Древней Руси и загробном мире Люди ещё со времён древности пытаются осмыслить начало своего существования. Потому что человеку, живущему в обществе, свойственно задавать самому себе и окружающим вопросы, требующие ответа. Древний человек, глядя на небо, солнце, звёзды, окружающую природу, красоту полей и рек, восхищаясь всем этим, всегда задумывался над тем, откуда всё это появилось. Для древнего человека окружающая его природа отнюдь…

Обзор

Оцените историю!

Рейтинг пользователей 4.65 ( 1 голосов)

3 комментария

  1. Действительно из детей и внуков божьих превратили всех нас в рабов. Недавно задумался — ведь нам от рождения даны родители, но у нас же не возникает мысли их поменять. Так почему же род наш славянский поменял своих родителей??? Мы сменили своих богов на византийского Христа. Зачем? Кому это надо было? Пытаясь найти ответы, плотно стал изучать славянскую мифологию. Спасибо Вам за эту статью! Буду рад, если в своих будущих статьях Вы ответите на мои вопросы…

  2. Роберт мы сами ищем ответы на эти вопросы. Как только что-то появится, сразу оповестим.
    Кстати, посмотрите ролики Валентины Когут — на сегодняшний день она единственная, кто нашёл более менее достоверные ответы на эти вопросы. Удачи Вам!

  3. Европейская и индийская астрология ведут своё происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов , в которых небесные тела ( Солнце , Луна , планеты ) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел — символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром , проникла в Индию

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock detector